222 Монашество (монахи, монастыри — от греч. μόνος — один, одинокий) в православии - форма религиозной жизни, которую характеризует разрыв родственных и социальных связей, отречение от семейной жизни, материальных благ (в идеале), прикрепление к монастырю и подчинение его уставу.

 

Согласно исторической науке, время появления монашества в христианстве датируется концом 3-го века, а его оформление в качестве церковного института – первой половиной 4-го века:

  

"В христианстве монашество появилось в 3—4 вв., сначала в форме отшельничества, а затем (с 4—5 вв.) стали преобладать совместные поселения монахов" (Большая советская энциклопедия. Монашество)  

  

"Монашество возникло в конце 3-го века и стало устоявшимся институтом в христианской церкви 4-го века. Первые христианские монахи, у которых развился энтузиазм к аскетизму, появились в Египте и Сирии" (Christianity - Monasticism | Britannica)  

  

"К моменту возникновения монашества (III в.) в христ. аскетизме начал спонтанно проявляться ряд особенностей, к-рые впосл. стали существенными признаками монашества. Первое, что отличает монашество от др. форм аскетизма,- это тенденция к удалению от мира и общества, к-рая в той или иной степени наблюдается в жизни монахов и монашеских общин на протяжении веков. Начальные мотивы такого удаления могли быть различными, однако уже в сер. IV в. отделенность от окружающего мира и поиск уединения стали восприниматься как необходимые условия монашеского образа жизни и получили богословское обоснование" (Православная энциклопедия. Монашество. Т.46. Стр.567-651)  

  

"Начало монашескому образу жизни положено было еще в III в., но в IV в. оно получает полное развитие" (Полный православный богословский энциклопедический словарь. Монашество)  

  

"Монашество христианское - религиозно-церковный институт, объединяющий лиц, для которых изоляция от внешнего мира, сознательное уединение составляют идеальную форму служения Богу. Впервые обнаруживается в III в. в Египте (уединение в пустыне). Распространилось в Палестину, Сирию и Византию, где возникла сеть монашеских общин - монастырей. На Западе монашество возникло в конце IV в., а его кодификация была предпринята Иоанном Кассием, основавшим монастырь в Массилии (нач. V в.) и Бенедиктом Нурсийским, сформулировавшим правила монашеской жизни (обитель Монтекассимо)" (Протоиерей С. Слободской. Монашество христианское в раннем христианстве)  

  

"Знаменательно, что на протяжении трех первых веков истории Церкви, несмотря на активное развитие аскетизма, не существовало организованного монашества...факты удаления от мира и жизни в пустыни начали наблюдаться лишь после середины III века и оформились в общественный институт в IV веке." (Правмир.

Рождение монашества)  

"С третьего столетия, когда, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали удаляться жить в горы и пустыни и там, вдали от мира и его соблазнов, вели строгую подвижническую жизнь. Такие удалявшиеся от мира подвижники назывались отшельниками и пустынниками. Так положено было начало монашеству, или по-русски иночеству, т.е. иному, удаленному от соблазнов мира, образу жизни. Иноческая жизнь, или монашество, есть удел только немногих избранных, имеющих “призвание”, т.е. непреодолимое внутреннее желание иноческой жизни, чтобы всецело посвятить себя на служение Богу" (Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. О монашестве и монастырях)  

  

"С первых веков христианства известны примеры верующих, дававших обет девства и проводивших аскетич. жизнь в миру. Однако зарождение собственно М. относится ко 2-й пол. 3 – нач. 4 вв...«Отцом» М. считается прп. Антоний Великий, при котором в 1-й пол. 4 в. оно широко распространилось в Египте и Палестине. Первоначально М.

включало разные виды аскетич. жизни: анахоретство (отшельничество), келлиотство [жизнь в одиночку, по двое или больше в келлиях (название монашеского поселения в Египте), находившихся на небольшом расстоянии друг от друга] и др. Ок.

323–324 прп. Пахомий Великий ввёл среди егип. иноков форму киновии – общежительного монастыря со строгим уставом, получившего впоследствии наиболее широкое распространение... Зап. христианство познакомилось с идеями восточнохристианского М. в 4 в. через христианских подвижников, прежде всего через свт. Афанасия Великого. На лат. яз. были переведены монашеские уставы прп. Пахомия Великого и свт. Василия Великого. В 4–5 вв. М. распространилось практически по всей Италии, а также в Галлии, Испании, на Британских о-вах" (МОНАШЕСТВО • Большая российская энциклопедия)  

  

"Первыми монахами следует считать отшельников (анахоретов), которые покидали семьи, отказывались от своего прежнего социального статуса и уходили в безлюдные места–горы, пустыни и т. д. Первым известным отшельником, впоследствии признанным родоначальником М., был Антоний Великий (ум. в 356), первый монасгырь  (объединение монахов в общину с определ. уставом) был основан коптом Пахомием (ум. в 348) в Египте в 320. Начавшееся в 4 в. широкое распространение М. было обусловлено проникновением церкви во все сферы светской жизни после официального признания Константином I христианства. Из Египта М. распространилось по всей  

Римской империи. Византийское М. руководствовалось уставом Василия Великого (ум. в 379), зап.-европ. М. — уставом Бенедикта Нурсийского (ум. после 547)" (Словарь античности. Монашество)  

  

"Монашество первоначально возникло на Востоке. Родиною его почитается Египет; отцом и учредителем его – Антоний Великий. Антоний Великий родился около 250 года...скончался в 356 году в возрасте 106 лет и за свои подвиги заслужил наименование Великого. Преподобный Антоний основал монашество  отшельническое... Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли труды каждый по своей силе и способности на общую пользу и подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями, или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий" (Протоиерей Петр Смирнов. История христианской Православной Церкви. 28. Происхождение монашества. Основатели его на Востоке и  Западе. Значение монашества)